Крутые байкеры соответствующей наружности, приехавшие в свой излюбленный бар на Харлеях, не поверили своим глазам. Один за другим у бара припарковалось несколько «прилизанных» итальянских скутеров. Вскоре на парковке модели Vespa перемешались с грозными Харлеями…
Что это? Захват улицы? Революция, в результате которой власть от громил в коже с цепями переходит к парням в анораках и дизайнерских ботинках?
Вовсе нет. Просто очередное доказательство того, что пока Буш и спецназовцы стремятся подчинить себе Ирак, «итальянский сапог» уже оставляет на улицах США следы канонических моделей Vespa. А ведь в начале 80-х калифорнийская полиция запретила жужжание маленьких двухтактных двигателей, и о скутере стали забывать…
Теперь же компания Piaggio сделала скутер более чистым: применяется синтетическое масло, лучше сгорает топливо, меньше загрязняется воздух… И вот уже нет отбоя от желающих купить себе для воскресных развлечений или городских поездок эту модель. При чем, любую модель Vespa — новейшую, или даже самую допотопную.
И, представьте, Харлей-райдеры относятся к необычным посетителям с определенной степенью уважения. Джимми Ренфро (Jimmy Renfroe), одетый в черную кожу, выходит из бара, чтобы посмотреть на маленькие и проворные скутеры.
«Всем нравятся байки,» раздается его бас.
Мэтт Нелсон (Matt Nelson), который ездит на Harley Dyna Wide Glide, подтягивает свои джинсы и добавляет: «Если ты ездишь на двух колесах, то не столь важно, на чем именно ты ездишь».
Когда скутеристы отдохнули, завелись, выстроились в колонну и стали отъезжать от бара, завсегдатаи на здоровых машинах провожали их дружескими выкриками, гиканьем и свистом.
Марк Сливин (Mark Slevin), которому 47 лет, купил модель 1970 года красного цвета в сентябре 2002 за 1400 долларов. Он говорит: «Как только у меня выпадает выходной день, я катаюсь на скутере. Это — кризис среднего возраста, на который не приходится тратить много денег.»
Модель Vespa привлекает жителей пригородов, которые ищут развлечений в выходные дни, а также тех, кто ездит по городу, но ищет альтернативу автомобилю. Дэйвид Эдвардс (David Edwards), главный редактор журнала Cycle World, сказал:
«На рынке скутеров сейчас мини-бум. Vespa изобрела скутеры, поэтому приятно, что популярность этой марки в США снова растет».
Модель Vespa, которую выпускает итальянская компания Piaggio с 1946 года, впервые появилась в США в 1951. Скутер быстро набирал популярность, но через 30 лет «пал жертвой» калифорнийских законов по защите окружающей среды — двухтактники тогда были не в фаворе.
К тому времени в Калифорнии было продано достаточно много скутеров Vespa. А к 1985 году фирма Piaggio подготовила все свои скутеры к отправке и вернулась домой, в Италию, оставляя штат за штатом, которые постепенно, один за другим, переходили на калифорнийские законы.
Компания вернулась на рынок США в 2000 году с двумя новыми моделями, которые были менее вредными для окружающей среды. Обе модели были более экономичными в плане расхода топлива, а выхлоп был более чистым по сравнению с моделями начала 80-х.
В модели ET2 используется синтетическое масло вместо минерального, следовательно, выхлопная система дымит меньше. Скутер идет до 60 км/ч и стоит примерно 3000 долларов.
Двигатель модели ET4 смазывается так же, как автомобильный мотор, поэтому он чище. Скутер может разогнаться до 100 км/ч, также экономит топливо, но стоит дороже — примерно 4000 долларов.
«Это — идеальное средство передвижения в городе,» говорит Шэйн Холл, у которого Vespa 2001 года черного цвета. «Люди постоянно меня расспрашивают об этом скутере, и все чаще вопросы начинают задавать люди в зрелом возрасте».
В 2001 году в США было продано примерно 7500 моделей Vespa. В 2002 число проданных скутеров уже возросло до 13.500, а в 2003 году планируется продать 18.000 скутеров (согласно директору по продажам американского отделения Piaggio и Vespa Майку Каннингхэму (Mike Cunningham)).
С 2000 года в США открылось более 60 дилерских представительств. Три из них — в Техасе: в Хьюстоне, Сан-Антонио и Далласе (Houston, San Antonio, Dallas).
Глава представительства в Далласе Стивен Шарп (Steven Sharp) говорит, что многие люди приходят, испытывая ностальгию по тем скутерам, на которых они ездили в восьмидесятых и раньше.
«У меня тоже была одна из подобных моделей, когда фирма только начинала развивать бизнес в США,» говорит Шарп. «Это почти квинтэссенция кризиса среднего возраста — люди хотят вернуть свою молодость».
58-летний Джон Адамс (John Adams), который бережно хранит приятные воспоминания о том, как в 70-е беззаботно гонял на скутере вокруг озера, только что купил скут Vespa 1974 года выпуска. «Это — как „седина — в голову, а бес — в ребро“, чудачества среднего возраста, хочется купить себе какую-то игрушку,» сказал он.
Но Шарп подчеркнул, что люди всех возрастов, и мужчины, и женщины, все больше интересуются моделью Vespa: «Чем больше людей видят эти скутеры, тем больше людей хотят знать, что это за скутер, и тем больше людей хотят купить его».
Эрику Линку (Eric Link) (33) подарили скут Vespa на День рождения, и у него сразу же появилась идея о том, что на этих скутерах можно неплохо заработать. Вскоре у него во дворе перед домом стояло 14 скутеров.
«До позднего вечера ко мне заходили люди и приценивались,» говорит он.
Эрику настолько понравился его новый скутер, что он вступил в клуб Vespa, который организовала пара фанатов марки в 1998 году. В начале 2001 года в клубе было всего 7 постоянных членов, которые устраивали прохваты по выходным. В 2003 году клуб насчитывал уже более 50 скутеристов.
Похоже, Vespa обосновалась в США всерьез и надолго…