Прямо в начале закончим историю про войну с бурами. Африканцы, не желая терять власть, оказали британцам самое серьёзное сопротивление. Велики были и потери среди кавалеристов-разведчиков, с которыми расправлялись буры-снайперы. Вот с ними-то и должна была, по идее, совладать пулеметающая четырёхколёсная мотоколяска.
Не удивляйтесь — это первое бронированное транспортное средство (Armored Fighting Vehicle — AFV) в мире, а также первый боевой мотоцикл, одетый хоть в какую-то броню. Так уж у нас, человеков, повелось: появилось что-то новое — первым делом пулемёты, а потому уже всё остальное. Действительно, с момента разработки Генри Фордом того, что принято считать чуть ли не первым автомобилем, до нашего «броневицикла» прошло всего-ничего.
Наши дни. США. Радиоуправляемая модель квадроцикла Симмса продаётся за $18. Судите сами, только в 1896 году Форд выехал в мир на своём квадроцикле (Quadricycle), который собрал для самоувеселения, а уже в 1899-м в Ричмонде общественность увидела англичанина практически на такой же коляске, но уже с пулемётным станком.
Пришло время назвать имя британского изобретателя. Его звали Фредерик Симмс (Frederic R. Simms). Доподлинно неизвестно, как называлось это грозное средство передвижения и уничтожения. Более-менее часто встречающееся название — «Бронированный квадроцикл Симмса» (Simms’ Armoured Quadricycle).
Но, по большому счёту, обозвать это трудновато, так как: ещё не автомобиль, уже не мотоцикл (колёс многовато), но — немного велосипед. Да-да, пулемётчик мог ехать на педальной тяге.
На старинной фотографии непросто что-либо разглядеть, но похоже, что на левой ручке руля болтается велосипедный звонок. Было бы вдвойне забавно, если это так. Учитывая пулемёт «Максим» калибра 7,62 мм, конечно.
Что касается мощности, то в этом плане квадроцикл Симмса, прямо скажем, не блистал. Сзади был установлен французский одноцилиндровый двигатель De Dion всего-то на полторы лошадиные силы.
Главной же инновацией, как нетрудно догадаться, был не пулемёт, появившийся для тех времён недавно — в 1883 году. Новаторским был щиток из брони, кое-как прикрывавший голову и грудь согнувшегося у руля джентльмена, сосредоточенно выискивающего через амбразуру обреченную цель.
Не ясно, почему Симмс не прикрыл бронёй всю фронтальную часть, ведь под пулемётом были установлены коробки с патронами. Возможно, изобретателя беспокоила проблема избыточного веса, которая в конце концов и сгубила бронированные мотоциклы — об этом ниже.
И вот представьте себя на месте буров, на которых «с налёта, с поворота» выезжает не привычный снайперскому глазу кавалерист, а вовсе даже прячущий буйну голову за щитком сердитый мотовелосипедист с пулемётом.
Другое дело, что наезднику полагалось бы являться и водителем, и стрелком одновременно, а для этого, надо думать, необходимы определённые навыки. Кроме того, как мы помним по фильмам, «Максим» обслуживали двое: один стреляет, другой ленту подаёт.
Так или иначе, рвущийся в бой англичанин в костюме и котелке верхом на такой коляске являл собой не грозное, а, скорее, трогательное зрелище. В какой-то мере, хрупкое создание.
Стало быть, неудивительно, что ни Оранжевое государство, ни Трансвааль не сталкивались в бою с этим транспортным средством.
Справедливости ради необходимо отметить, что начинание Симмса всё же было оценено потомками. Бронированные щитки вошли в обиход военных уже в Первую Мировую, только ставили их на обычные мотоциклы с коляской для защиты сидящего в ней пулемётчика.
Landsverk 210 — результат шведского бронирования мотоцикла Harley Davidson. Дальше других в деле бронирования мототехники зашли, кстати говоря, шведы, превратившие Harley Davidson практически в танк под названием Landsverk 210.
Прослужив в армии всего год с 1932-го по 1933-й, этот «бронетранспортёр» был отправлен в отставку, потому что сталь и броня лишили мотоцикл скорости, манёвренности и проходимости.
В том-то и дело. При всей своей курьёзности квадроцикл Симмса сохранял лёгкость, тогда как последующие эксперименты приводили к на редкость неудачному компромиссу: ни полноценных мотоциклов, ни нормальных броневиков сделать не удавалось. Выходила середина, причём никак не золотая.
Таким образом, последние эксперименты на этом неблагодарном поприще датированы 1940-ми.
Ясно, что в 1899 году Фредерик Симмс, как ни вглядывался в амбразуру «Максима», такого провального будущего для своего детища увидеть не мог. В амбразуру вообще трудно увидеть будущее.
Однако его казусный квадроцикл до сих пор представляет некоторый интерес. Вы ведь прочли эту статью, не так ли?